ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГРОДНЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ИВЬЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ»

231337, Гродненская область, г. Ивье,
ул. Молодежная, 4
(8-01595) 6-38-85 – приемная комиссия
(8-01595) 6-38-65 - приемная
(8-01595) 6-38-66 - директор
E-mail: gptu197@tut.by

ГлавнаяУО «Ивьевский ГСПЛ» О лицееК 75-летию ПТО


Пред.Карта сайтаСлед.


По пути интеграции

[Статья из архива газеты "Іўеўскі край". Дата публикации неизвестна.]

На конец 1965 года в Беларуси действовало 110 профессионально-технических учебных заведений, в которых обучалось 48, 9 тыс. человек. По сравнению с 1950 годом численность учебных заведений увеличилась на 33, а выпуск рабочих - в 3, 3 раза.

В 1967 году в республике появляется новый тип профессионально-технических учебных заведений - средние профтехучилища, в которых, наряду с профессией, учащиеся могли получить и полное среднее образование. В 1971 году таких учебных заведений в республике было уже 26.

Одним из существенных преимуществ средних ПТУ было то, что они комплектовались не по признаку территориальной близости, а по профессиональным интересам учащихся. Юноши и девушки приходили сюда, чтобы овладеть избранной профессией, а общеобразовательные предметы должны были помогать им осмысленно, более глубоко приникать в ее тайны. Знания учащихся средних ПТУ по общеобразовательным предметам переставали быть абстрактно неопределенными. Они находили конкретное, практическое применение при изучении специальных дисциплин, приобретали более реальный смысл, тесно увязывались с будущей профессией, практической деятельностью рабочих. А это значительно повышало заинтересованность учащихся в овладении основами наук. Кроме того, повышение образовательного уровня создавало благоприятные условия для более глубокого и прочного изучения общетехнических и производственно-технологических дисциплин, для приобретения учащимися специальностей широкого профиля и высокой квалификации.

Преимуществом этого типа училищ было и то, что, став составной, неразрывной частью системы народного образования, они превратились в резерв высшей школы. Раньше, чтобы получить среднее образование, учащемуся ПТУ нужно было учиться, по крайней мере, три года одновременно в училище и вечерней школе, занимаясь по 11 "часов в день, или 66 часов в неделю. Зачастую этот срок удлинялся до 5-6 лет: лишь после окончания ПТУ юноши и девушки шли в вечернюю школу. Это сказывалось на качестве знаний, лишало человека свободного времени.

В училищах с совмещенной программой учебная нагрузка значительно сократилась. Она составляла от 36 до 42 часов в неделю в зависимости от профиля и срока обучения. Совмещение общеобразовательной и профессиональной подготовки, помимо всего прочего, давало, экономию времени, позволяло молодому человеку быстрее войти в жизнь, приобщиться к труду, овладеть современной профессией и одновременно получить образование в объеме средней школы.

Важно отметить и такой момент. Выпускники средних ПТУ получали более высокие разряды, чем их предшественники. Они увереннее овладевали профессиональным мастерством. Воспитанники средних ПТУ разбирались в чертежах и технической документации, неплохо знали теорию. Для овладения очередным тарификационным разрядом им требовалось меньше времени, чем рабочим, подготовленным в обычных ПТУ или получившим профессию на производстве. Выпускники училищ прочно закреплялись на заводах и фабриках, в колхозах и совхозах.

Осенью 1972 года состоялось Всесоюзное совещание работников профтехобразования в Москве и такое же, только республиканское - в Минске. На них были подвергнуты глубокому анализу и всестороннему обсуждению наиболее важные проблемы повышения качества профессиональной подготовки и воспитания учащихся во всех типах ПТУ, более активного участия в этой работе базовых предприятий, министерств и ведомств.

Важное значение для профтехшколы, как и для системы образования в целом, имел принятый в 1973 г. Закон о совершенствовании системы народного образования Союза ССР и союзных республик. В нем впервые были законодательно закреплены важнейшие положения о профессионально-техническом образовании в СССР как полноправной подсистеме народного образования.

В 1974 г. был принят Закон Белорусской ССР о народном образовании, в котором юридически закреплялась установка на то, чтобы охватить в перспективе обучением в профтехучилищах большинство выпускников общеобразовательной школы, вливающихся в сферу материального производства. Закон определил порядок приема молодежи в ПТУ, правовую основу их деятельности, которой является Положение о профессионально-техническом училище, утверждаемое правительством. В законе были сформулированы и главные задачи профессионально-технических учебных заведений: подготовка всесторонне развитых, технически образованных, квалифицированных рабочих; осуществление в средних профтехучилищах профессионального и общего среднего образования молодежи и др.

В профтехшколе республики все шире применялись проблемное обучение, программирование, тренажеры, новейшие средства обучения и дидактические материалы, экранные пособия, призванные развиватьмыслительную деятельность и познавательные способности учащихся. Повысилось качество производственного обучения, которое строилось на операционно-комплексной системе. Его старались проводить на базе новой техники и передового производственного опыта в процессе изготовления сложной продукции. Практику проводили, как правило, на передовых предприятиях с высокой степенью технического оснащения и современным уровнем организации труда.

Таким образом, главной отличительной особенностью развития профессионально-технического образования в республике в рассматриваемый период был переход к его интеграции со средним общим образованием. Создаются и „получают широкое распространение учебные заведения нового типа - средние профессионально-технические училища, в которых, наряду с профессией, юноши и девушки могли получать и общее среднее образование. Опыт деятельности этих училищ показал, что повышение общеобразовательного уровня учащихся создавало благоприятные условия для более глубокого и прочного овладения оощетехни-ческими знаниями, для приобретения специальностей широкого профиля и высокой квалификации. Одновременно для многих выпускников средних ПТУ открывалась реальная возможность поступления в высшие учебные заведения.



Пред.Карта сайтаСлед.


Наш адрес и контакты | Режим работы лицея | Обращения | Одно окно | Платные услуги | Горячая линия | Для поступающих | Карта сайта

Статистика посещений Яндекс.Метрика | Номер ресурса в БелГИЭ: 137297 | Номер свидетельства в НИРУП «ИППС»: 4141816821

Мы в социальных сетях: ВКонтакте | Одноклассники | Instagram | Youtube      Портал рейтинговой оценки