УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ИВЬЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ» Ивье. Диалог культур |
||||
— Мой прадед Бекир был имамом мечети в Ивье, затем — крупного прихода недалеко от Крево, — знакомит с историей семьи собеседник. — Духовным наставником мусульман был дед Ян, а второй, Мустафа — кади (судьей). Возглавлял общину и пользовался уважением у земляков отец Юхьян. Во многом благодаря его усилиям ивьевская мечеть — единственная в Беларуси — уцелела в советское время. Сегодня она одна из старейших в стране, ей более 130 лет, оттого Ивье считается у нас негласной столицей татар. Абу-Бекир Шабанович родился в непростом 1939-м — в год объединения Западной Белоруссии с БССР и начала Второй мировой войны. Вспоминает, как в 1944-м фашисты при отступлении бомбили Ивье и население пряталось в окопах. В одну из таких бомбежек ударной волной его отбросило в сторону. Перепуганная мама тогда сильно наказала сына за то, что тому не сиделось на месте. — У отца с матерью было 7 детей, выжили 5, — рассказывает Абу-Бекир. — В 8 лет я пахал, в 10 — косил. Государство организовало татарский колхоз «30 лет БССР». Всей семьей, как и многие в общине, мы работали за трудодни. Кроме того, нужно было сдавать государству налоги — молоко, масло, зерно, поэтому у татар были и свои земельные участки. Вспоминает, что они, послевоенные мальчишки, с особым трепетом относились к ветеранам Великой Отечественной войны, просили, чтобы те рассказывали о боях на фронте. Всем миром отстраивали городок: разбирали разрушенные дома, сажали деревья. — Родители часто повторяли: относись ко всем с добром, и люди ответят тем же, — говорит собеседник. — Эти слова я запомнил на всю жизнь и не раз убеждался в их правоте. Все наши поступки и дела — добрые или злые — возвращаются к нам бумерангом. Абу-Бекир признается, что послевоенное детство наложило отпечаток на всю его дальнейшую жизнь, и всякий раз, когда бывает на малой родине, он испытывает радость. КстатиТатарская фамилия Шабанович происходит от названия святого месяца Шаабан, предшествующего священному Рамадану. Примерно в XVII веке, в годы гонений на иноверцев в Речи Посполитой, она трансформировалась в современный вариант. Татарская слободаПосле школы Шабанович приехал учиться в Минск. Вместе с одноклассником остановился у родственников на улице Колхозной. — Улица начиналась от суворовского училища, шла к Свислочи, — вспоминает Абу-Бекир. — Все дома были частными, жили в них в основном татары. Выращивали лук, редиску, укроп, в деревянных запрудах на реке хранили бочки с солеными огурцами. Зелень, овощи, соленья продавали на Комаровском и Юбилейном рынках. Несмотря на царивший в те годы атеизм, мусульмане знали, когда наступают религиозные праздники, и придерживались их. Многие тайно ходили в мечеть, на стене которой красовалась вывеска «Морской клуб ДОСААФ» (здание располагалось на месте нынешнего комплекса гостиницы «Юбилейная »). Соотечественников хоронили на мизаре — мусульманском кладбище. — В 1968 году Татарскую слободу снесли, жителей расселили, — продолжает собеседник. — Я окончил исторический факультет БГУ и был направлен на работу в школу. Два пути — одна дорога Весь его трудовой путь связан с системой образования. В разное время работал учителем в 9-й и 65-й школах, директором в 136-й, трудился в министерстве, потом был заместителем начальника госинспекции системы образования республики. — В 1989 году вместе с земляками организовали Белорусское объединение татар-мусульман «Аль -Китаб», что в переводе значит «книга », — рассказывает муфтий. — Занимались национально-культурным и религиозным возрождением — строили и благоустраивали святыни, организовывали культурные центры, школы, музеи, исламские библиотеки. Сегодня в Беларуси 12 мечетей и молитвенных домов. Абу-Бекир Шабанович возглавляет общество без малого 30 лет. Считает, что татары сохранили свою самобытность во многом благодаря религии и именно ислам стал тем духовным стержнем, который сплотил его народ. Минский дом АллахаВ прошлом году в столице открылась Соборная мечеть. — Ее строительство — огромный труд, — признается муфтий. — На территории нынешней мечети (первая святыня, построенная в 1901 году, не уцелела, но рядом сохранилось мусульманское кладбище) соседнее предприятие собиралось строить теннисные корты, футбольное поле. Однако мы эту землю отстояли. Возводили мечеть 13 лет. В торжественной церемонии открытия приняли участие Президент Беларуси Александр Лукашенко и Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Каждый день в мечети проходят пятикратные молитвы. В пятницу — священный для мусульман день — в молитвенном зале собираются до тысячи человек. На большие торжества, такие как Рамазан-байрам и Курбан-байрам, приходят несколько тысяч верующих. — Мечеть — религиозный и культурный центр мусульманского мира, — говорит муфтий. — Здесь не только молятся, но и проводят всевозможные семинары, конференции, детские и семейные праздники, оказывают помощь малоимущим и тяжелобольным. В мечети ничего не продается, все дарится. Минский дом Аллаха живет на пожертвования. По исламским законам добрые дела совершаются бескорыстно: левая рука не должна знать, что дает правая. Нередко верующие обращаются к духовному наставнику за советом. — Муфтий и имамы консультируют, ненавязчиво подсказывают, как поступить в той либо иной ситуации, — говорит собеседник. Абу-Бекир признается, что врученная ему премия «За духовное возрождение“ — высокая оценка общей работы. И при этом он обращает внимание на слова Президента о том, что сейчас особенно важно не потерять духовную суть, передать ее детям и внукам. — В основе ислама, так же как и в христианстве, и в иудаизме, лежат истины человеколюбия, уважения друг к другу, помощи ближнему, — считает муфтий. — Исторический путь белорусских мусульман, живущих в Синеокой, яркое тому подтверждение. Шесть столетий соседствуем с другими народами в мире и согласии, вместе делим радости и невзгоды. О каких распрях может идти речь? Как естьВ прошлом году отмечали 620-летие поселения татар на Беларуси. Сегодня мусульманское религиозное объединение страны насчитывает 19 общин. Они есть в каждой области, самая крупная — в столице. Автор: Алеся ЗАГОРСКАЯigspl.by | вверх | карта | в начало |